Самоизоляция: советы психолога

"Мама, укладывая детей спать, так рявкнула, что соседи тоже расстелили постель и легли спать".

«Дом — работа — дом». Привычно для большинства из нас. И какая радость и счастье было украшать этот привычный ритм поездками, встречами с друзьями, посещением ресторана или походом в кинотеатр… Но теперь мы все живем в условиях самоизоляции, для нашей же с вами безопасности и все наши прежние радости стали непозволительной роскошью. Это конечно временное явление, но надо это пережить. Как? Если детям помладше все время хочется гулять, подросткам хочется, чтобы их оставили в покое, родители хотят — тишины, а собака тявкает на окно, на котором нагло сидят голуби. А еще бесконечные уроки, готовка, претензии родных… Как? Как все это пережить. 

Наливайте чаек и поговорим.

Правило самое основное — родители главные (у папы и мамы должны быть единые требования к воспитанию детей). Это правило пригодится в спорных ситуациях. Да и вообще — взрослый должен вести за собой.

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ЗАКОН ПЕДАГОГИКИ: «Стая не идет за детёнышем! Детёныш идет туда, куда его ведут умные и опытные взрослые. Подчиняясь детёнышу, стая рискует своим существованием вообще и здоровьем детёныша в частности.» (Цитата моего любимого доктора Комаровского). К этому правилу, мы будем возвращаться неоднократно.

https://womo.ua/evgeniy-komarovskiy-o-glavnoe-pravile-pedagogiki-staya-ne-idet-za-detenyishem/

Правило первое: личное пространство

Это нормально, когда хочется побыть наедине с собой. Даже маленький ребенок капризничает иногда и не знает, что с ним происходит, а он просто устал и хочет отдохнуть. Иногда хочется посмотреть в тишине сериал или поговорить с попугайчиком. Это не повод для посещения психолога, а нормальное желание иметь личное пространство. В условиях самоизоляции возможность насладиться одиночеством есть не всегда, если есть вообще.

Первое, что нужно сделать, — попытаться договориться, найти компромиссы, по возможности оставлять друг друга в комнате в одиночестве хоть на какое-то время. Если возможности нет, то строим шалаши, накрываем большим покрывалом стол (получается маленький домик). Но в эти «жилища» не должен заходить никто, кроме того, для кого они предназначены, если хозяин не позовет вас в гости.  Положите туда подушку, одеяльце, фрукты, фонарик и книжки. Есть повод почитать. Как же будут благодарны вам ваши дети! И пусть ваш интерьер измениться на это время, как вам кажется не в лучшую строну. Но у нас ведь другая цель, правда! Это работает знаю по личному опыту.

Правило второе: расписание

Это распорядок дня. Составляем режим дня вместе с детьми. Это должна быть совместная работа. Учитываем пожелания всех членов семьи. Но не забываем про правило, то, которое самое основное. Есть моменты, на которых взрослые должны настоять. Это точно подъем, он должен быть не поздний. Нельзя валяться в кровати до обеда. Карантин пройдет, а лень останется. И время ночного сна, тоже должно быть не позднее 22.00., особенно для детей до11-12 лет.

 

Правило третье: ищем решение без конфликтов

В обычных условиях наш день был расписан по минутам, в том числе и у детей.  Родителям нужно понимать, что новые условия – это стресс не только для взрослых, но и для детей, поэтому перестаем ругать и наказывать за плохое поведение наших деток, не забывая при этом самое главное правило. Давайте задумаемся, откуда у нас неуправляемые дети? В магазине брак подбросили? Чаще всего дети копируют увиденную модель поведения. Для начала разбираемся со своей головой и меняем климат в семье. Очень многие из вас звонят мне сейчас. Большая доля звонков от родителей детей из начальной школы. Один из самых главных конфликтных вопросов возникает при выполнении уроков с детьми. Вы требуете от них выполнения работы на 100 процентов, а это работа и классная, и домашняя. Начинаются скандалы, слезы. В таком состоянии, конечно же, ребенок не воспринимает ни ваши объяснения, ни материал. Что можно посоветовать? В каждой семье есть свои особенности, но мне кажется, что в период карантина родителям, особенно учеников начальной школы, можно несколько дистанцироваться. Пусть ребенок выполняет работу по возможности самостоятельно. Ваша задача отправить эту работу педагогу. Как только вы начинаете «закипать» от частых отвлечений детей: «хочу пить», «хочу есть», «не знаю, как..», — сделайте паузу в выполнении задания, попейте чаек, отдохните вместе с ребенком, ведь самое главное — это его психическое состояние и здоровье, а не выполненное в скандале и ссорах задание на пятерку. Будьте готовы к тому, что ребенок очень часто будет отвлекаться. Он может путать плюс и минус, неправильно называть буквы, криво чертить отрезок. Самое главное сейчас — не кричать, не злиться. Дети слишком восприимчивы к реакции родителей, а потом это может вылиться в комплексы и страхи. Хорошо устроить соревнования с ребенком: «кто быстрее решит пример или задачку». Можно поиграть в школу с игрушками. Проявите фантазию! Наша задача — сохранить спокойствие всех членов семьи, в том числе и свое. Очень хороший выход во время дистанционного урока, чтобы школьнику не было так утомительно смотреть неподвижно на экран, дать ему в руки пластилин или посадить на большой мяч. Так в процессе обучения малыша задействуется больше органов чувств и облегчиться задача с усвоением материала. Мы должны помнить, что ребенок не должен учить уроки целый день и уж тем более не должен сидеть целый день у компьютера.

       Правило четвертое:  Внимание. Я — подросток.

       С подростками немного по-другому. Они тоже переживают сложное время, не хотят показывать свои чувства. Многие и вовсе уходят в отрыв, забыв о надвигающихся экзаменах. Конечно, хорошо, если у вас доверительные отношения, а если доверия пока мало, то давайте попробуем поговорить. Можно задать приблизительно вот такие вопросы: «почему для тебя это настолько важно (зависать в гаджетах и т.п.)», «что нужно для того, чтобы ты перестал зависать часами в компьютере? «. Важно сказать, что вы очень рады тому, что он поделился с вами. Возможно, после такого общения вы придете к мысли, что фильмы можно смотреть на английском языке с субтитрами, а готовиться к ЕГЭ или ОГЭ реально по скайпу в одной из онлайн школ, тогда и гаджет под рукой останется и главное из дел будет сделано.  Главное — выяснить, что действительно важно вашему ребенку, поддержать и направить его. Хвалите подростков больше, просто идете мимо поцелуйте, обнимите. Помните мультфильм «Просто так»?

       Важно: дайте возможность подростку проводить время одному. Он должен иметь возможность побыть наедине с самим собой.

 КАРАНТИН — НЕ ПОВОД ВПИХНУТЬ В РЕБЕНКА ПРОПУЩЕННЫЕ ИМ ЗНАНИЯ ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ!

   ВАЖНО: СЕЙЧАС МАКСИМАЛЬНО СОХРАНЯТЬ СЕБЯ В РЕСУРСНОМ СОСТОЯНИИ. ЧЕМ БОЛЕЕ У ВАС БУДЕТ РЕСУРСНОЕ СОСТОЯНИЯ НА ВРЕМЯ ИНФЕКЦИИ — ТЕМ БОЛЬШЕ ШАНС, ЧТО ВСЕ ДЛЯ ВАС ОБОЙДЕТСЯ.

   P.S. Самое ценной сейчас для семьи – это трудоспособные адекватные взрослые. Поэтому сейчас надо понимать, что жизнь семьи должна быть организована так, чтобы максимально удобно было тем, кто работает и максимально беречь именно их ресурсы.

А дети — у них вся жизнь впереди, все знания они догонят.  Совершенно точно, что эти три месяца, в которые будет длиться образование в школах в непривычной для нас форме, не несут никакой фатальной угрозы его образованию. По этому поводу можно расслабиться. Все пройдет, жизнь войдет в нормальную колею. Если вы думаете, что все успевают и только вы не успеваете, то это не так.

Все примерно в одинаковой ситуации. Нагружайте детей помощью вам. Попросите их сделать уборку, они это могут сделать не хуже вас. Попросите приготовить их ужин для всей семьи, можете написать заказное меню. Поиграете в кафе. Думаю, что дети это подхватят с удовольствием. 

    Это время дано нам для того, чтобы быть друг для друга утешением, поддержкой и опорой. Какие вы уроки учили в карантин — дети забудут, а ВОТ КАКИМИ БЫЛИ РЯДОМ МАМА И ПАПА В ЭТО ВРЕМЯ — ДУМАЮ, ЧТО ОНИ ЗАПОМНЯТЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

Если будут сложности не стесняйтесь звонить мне, педагогу, всегда можно решить вопрос или спорную ситуацию в самом ее начале.

НЕ ОСТАВАЙТЕСЬ НАЕДИНЕ СО СВОИМИ МЫСЛЯМИ.

С уважением психолог: Чечина Н.Н. 89063662012